Отечественные производители подшипников
ОАО "МОСКОВСКИЙ ПОДШИПНИК"
Россия, г.Москва
Год основания: 1932
Численность персонала: 5080 человек
Основная специализация: производство широчайшего спектра подшипников различных конструктивных групп, применяющихся во всех отраслях, в частности, специальные, крупногабаритные и прецизионные подшипники
Номенклатура продукции: 2000 типоразмеров
Проектная мощность: 44 млн подшипников в год
ОАО "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД-2"
г. Москва
Производство шариковых подшипников
В 1916 году на окраине Замоскворечья на базе механического завода Шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» было организовано акционерное общество «Шарикоподшипник СКФ», с которого началось производство подшипников в России, началась история Второго государственного подшипникового завода. В 1917 году завод на Шаболовке был национализирован.
Период становления и развития первого завода по производству подшипников имеет свои особенности. Преодолевались трудности отсутствия подготовленных кадров, опыта точного производства, отечественной сырьевой и технической базы.
Будучи продолжительное время единственным производителем подшипников в стране (до создания и пуска ГПЗ-1 в 1932 году), коллектив завода старался по мере развития народного хозяйства удовлетворить его первоочередные потребности.
На подшипниках ГПЗ-2 были смонтированы звезды Московского Кремля, ими комплектовались эскалаторы первой очереди Московского метрополитена, первые прокатные станы, буровые машины, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины. Так складывалась отличительная особенность производства ГПЗ-2 как завода многономенклатурного, в значительной мере мелкосерийного. Завод стал школой подготовки кадров, производственного и технического опыта будущей подшипниковой отрасли в стране.
В годы первых пятилеток завод наращивал мощности, успешно выполнял возложенные на него задачи.
Особую трудовую доблесть и мужество проявил коллектив в тяжелые военные годы. За успешное выполнение заданий правительства по производству подшипников и заказов для фронта (гильзы для «катюш», детали автоматов, кожуха гранат). 23 января 1943 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. За годы войны заводу 16 раз вручалось переходящее Красное Знамя победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании, которое 11 мая 1946 года было передано заводу на вечное хранение.
В послевоенные годы завод успешно развивался вместе с другими подшипниковыми заводами, специализируясь на выпуске шариковых подшипников: радиальных, радиально-сферических, радиально-упорных и упорных, постоянно совершенствуя организацию и материально-техническую базу производства. В течение многих лет техническое развитие завода в значительной степени определялось общими тенденциями развития отечественного подшипникового производства. Профессиональный опыт и традиции коллектива способствовали активному внедрению технических достижений в производство.
ГПЗ-2 был пионером во внедрении термической обработки в защитной атмосфере и технологии малодеформационной закалки, впервые в отечественной практике внедрил вакуумную закалку при термической обработке колец из стали 95Х18-Ш и прецизионного штампового инструмента из стали типа Х12М. На заводе прошла апробация с последующим внедрением в отрасль новых методов и способов выплавки.
ГПЗ-2 впервые в отечественном машиностроении внедрил прецизионную штамповку колец упорных подшипников на прессах тройного действия и обучил этому методу многих специалистов различных отраслей народного хозяйства. Внедрение этого метода способствовало освоению выпуска полосовой подшипниковой стали на предприятиях металлургической промышленности (ранее не производилась).
ГПЗ-2 дал путевку в жизнь контрольным системам «Авико», отечественным и зарубежным шлифовальным станкам на жестких опорах. Завод имел большой опыт в производстве упорных подшипников, впервые в СССР освоил выпуск сверхточных упорных подшипников для станкостроения и полностью обеспечил потребность промышленности в этой группе подшипников.
Накопленный технический и интеллектуальный потенциал позволял заводу обеспечивать качественными подшипниками важнейшие отрасли машиностроения, в том числе авиационные, ракетно-космические предприятия. Завод принимал участие в поставке специальных подшипников для космических комплексов ( «Буран», «Луноход» и др.).
В 90-е годы общее падение производства в стране негативно сказалось на объёмах выпуска подшипников. Однако, и в трудные годы экономических реформ коллектив завода выстоял, сберег основной костяк специалистов, сохранил производственные мощности, осуществлял освоение новых типов подшипников и их модернизацию. В 1993 году предприятие успешно акционировалось. Ныне ГПЗ-2 -открытое акционерное общество (ОАО «ГПЗ-2»).
С 1998 года начался этап наращивания производства. Так объём выпуска подшипников за последние три года вырос на 40 %. Коллектив завода сумел перестроить работу в условиях рыночной экономики. В последние годы осуществлено изменение структуры выпускаемой продукции, освоены новые типы подшипников, вырос объём выпуска подшипников повышенного спроса, главным образом, для автомобильной техники, проведены изменения системы сбыта. Наряду с сохранением налаженных прямых связей осуществлено развитие дилерской сети, охватывающей практически все регионы России. На новых, более выгодных для завода, условиях строятся отношения с зарубежными партнерами. Вместе с тем приоритетом для нашего завода является отечественный производитель, его требования качества и надежности выпускаемых подшипников. С этой целью на заводе осуществляется комплексное техническое перевооружение производства. Особое внимание уделяется заготовительному производству, в течение многих лет сдерживающему увеличение производства.
Для решения этой проблемы вновь создано шариковое производство (ранее находилось на ГПЗ-21 – бывшем филиале), организовано токарное производство (филиал в Тверской области).
ОАО "САРАТОВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД"
Россия, г. Саратов
ЗАО "СПЗ-4"
Россия, г. Самара
ОАО "РОЛТОМ"
Россия, г. Томск
ОАО РОЛТОМ (ГПЗ-5) более 60 лет является одним из ведущих российских производителей шариковых подшипников. Сегодня доля экспорта завода – 60 процентов. Томские подшипники, применяются в авиастроении и космической промышленности, автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении, в бытовой технике.
ООО "ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД №6"
Россия, г. Екатеринбург
Подшипниковый завод №6 является основным производителем в России роликовых радиальных сферических двухрядных подшипников серий 3000, 53000, 113000, 13000, 73000 с наружным диаметром от 80 до 180 мм. Эти подшипники способны выдерживать повышенную радиальную нагрузку по сравнению с подшипниками других типов в равных габаритах. Подшипниковый завод № 6 входит в Межреспубликанский Концерн "Подшипник". Паспортная мощность завода – 500 тысяч подшипников в год. Государственный завод №6 создан на базе Московского подшипникового завода, часть производственного комплекса которого была эвакуирована в 1941 г. в Свердловск.
История завода:
22 января 1942 года выпущен первый подшипник с клеймом ГПЗ № 6.
За годы войны "Государственный подшипниковый завод № 6" оснастил своими подшипниками 80 тыс. орудий и зенитных пулеметов, свыше 30 тыс. самолетов, свыше 40 тыс. танков.
В 1968 году наш завод первым на Урале перешел на работу по новым условиям планирования и экономического стимулирования.
В 1976 году был разработан проект реконструкции ГПЗ № 6, предполагающий строительство новой производственной площадки по ул.Шоферов 3. В 1980 году была введена в строй 2-ая промышленная площадка. На строительно-монтажные работы и закупку универсального дорогостоящего оборудования государством были выделены значительные средства, что и позволило заводу в 1990г. выйти на 1,5 миллионный рубеж выпуска подшипниковой продукции. В конце 70-х годов по решению Министерства автомобильной промышленности прекращен выпуск шариковых подшипников и ГПЗ № 6 полностью перешел на изготовление сферических роликовых подшипников.
В 1991 году завод отмечает свой 50-летний юбилей. На этот период приходится производственный расцвет завода – годовой выпуск подшипников составляет 1 500 000 штук.
29.12.01г. ООО “Подшипниковый завод № 6” отметил свое 60-летие.
ОАО "ХАРЬКОВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД"
Украина, 61055, г. Харьков
Компания-производитель подшипников марки "HARP" является одной из крупнейших фирм на рынке Украины по производству шариковых и роликовых подшипников. Подшипники "HARP" находят широкое применение в сель хозяйственной и автомобильной промышленности, горнодобывающей и электротехнической промышленности, металлургии и станкостроении. Особой гордостью компании является производство роликовых подшипников, применяющихся в буксах железнодорожного транспорта.
АО "САМАРСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД"
Россия, г. Самара
ОАО "ДЕСЯТЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД "
Россия, г. Ростов-на-Дону
Открытое акционерное общество "Десятый подшипниковый завод" занимает ведущее место в стране по выпуску подшипников качения: роликовых с короткими цилиндрическими роликами, конических, игольчатых, карданных и автомобильных запчастей. Подшипники ОАО "10-ГПЗ" применяются в автомобилях, тракторах, сельхозмашинах, перерабатывающем оборудовании, электротехнической, металлургической промышленности.
"МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД"
Республика Беларусь, г. Минск
ОАО "Минский подшипниковый завод" занимает по объемам производства 3-е место среди 24 подшипниковых предприятий СНГ и входит в десятку крупнейших предприятий Республики Беларусь. Производит более 600 типоразмеров подшипников весом от 2 грамм до 950 кг – примерно 20 млн. штук в год. За последние 10 лет обновилось около 40 % общезаводской номенклатуры. Подшипники МПЗ применяются в большинстве отраслей промышленности, в том числе в станко- и машиностроении, горнодобывающей, нефтегазовой, бумагоделательной и лесообрабатывающей промышленности, металлургии, энергетике и самолетостроении, и др. Подшипники поставляются в более, чем в 40 стран мира. На Минском подшипниковом заводе налажен массовый выпуск роликосферических подшипников с модернизированной внутренней конструкцией, что позволяет им выдерживать повышенные нагрузки при эксплуатации: ударные, вибрационные, высокую скорость вращения; и роликосферических закрытых, защищенных от проникновения внешних загрязнений и не нуждающихся в дополнительной смазке.
В 1998 году заводом получены сертификаты качества: ИСО 9001 международного органа сертификации КЕМА (Голландия) и Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ (Белстандарт), срок действия которых продлен до 14 декабря 2003 г. Первым в Беларуси Минский подшипниковый завод получил международный экологический сертификат ИСО 14001 международного органа сертификации КЕМА. Завод имеет собственное станкостроение, производство алмазно-абразивного инструмента, станцию для испытаний подшипников и измерительную лабораторию, оснащенную оборудованием.